Если ты не воспитываешь себя, ты плохой учитель, но если
ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель...
Человек без воспитания – что тело без души.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Воспитывающее обучение – один из главных дидактических принципов преподавания любого предмета. Основные воспитательные возможности урока включают следующие моменты, зависящие в полной мере от учителя:
· четкая организация познавательной деятельности учащихся;
· требовательность, но творческая взаимопомощь;
· привитие любви и уважения к предмету;
· использование воспитательных возможностей каждого учебного предмета с учетом его специфики.
Каковы же функции учителя на уроке и как он их должен выполнять?
Учитель – прежде всего воспитатель. Воспитать ученика невозможно путем словесных объяснений того, «что такое хорошо и что такое плохо», путем нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на ученика в первую очередь оказывает личность учителя: его образованность, манеры поведения, заинтересованное отношение к делу, доброжелательное и искреннее отношение к ученикам, умение владеть собой, строгая доброта, умение и желание помочь ученику и т.д.
Не меньшее значение для воспитания учащихся имеет умение учителя находить в содержании учебного материала такие элементы, изложение которых будет ненавязчиво, исподволь воспитывать учеников.
Школьники резко отрицательно относятся к погрешностям в речи учителя, к речевым штампам, повторяющимся часто фразам. Неумение вовремя закончить урок, продолжение объяснения на перемене снижает престиж учителя, ухудшает усвоение материала. Концовка остается в памяти слушателей надолго. Эффектны юмористический финал или искренний комплимент.
Схема целеполагания на уроке (во внеклассном деле) (памятка)
Цели:
1. Определить, что является воспитательной целью занятия.
2. Что послужило обоснованием выдвинутой цели? Связана ли цель с возможностью помощи педагога ребенку в процессе личностного роста?
3. Понятна ли цель учащихся, приняли ли они ее, стала ли она для них личностно-значимой? Как педагог работал с мотивами участия детей в этой деятельности?
4. Кто должен принимать участие в целеполагании?
5. Учесть при ее постановке нормы возрастного развития.
Предполагаемый результат
Определить предполагаемый результат в виде личностного опыта, который должен приобрести воспитанник, и тех конкретных действий, в которых он должен выражаться!
Варианты постановки целей воспитания
с позиции личностного подхода
Цель – воспитание творческого начала личности школьника:
а) воспитание способности осознавать, что такое творчество и в каких сферах оно может проявляться;
б) воспитание стремления проявлять творчество в сфере личностного интереса;
в) создание условий для проявления оригинальности, нестандартности мышления и подхода к делу в большинстве сфер жизнедеятельности.
В направлении приобретения опыта самостоятельности могут быть сформулированы следующие цели:
а) воспитание осознания сути и понимания важности самостоятельности в жизненных ситуациях;
б) воспитание стремления к самостоятельному принятию решений, самостоятельным поступкам в различных жизненных Обстоятельствах;
в) воспитание способности принимать самостоятельные решения, действовать самостоятельно во всех сферах жизнедеятельности.
В отношении воспитания ответственности как устойчивого нравственного качества, вероятно, стоит выделить такие цели:
а) воспитание способности осознавать ситуацию реальной ответственности, понимать, за что и как ребенок может отвечать;
б) воспитание желания, потребности брать на себя ответственность за конкретное поручение;
в) воспитание готовности и умения отвечать за любое порученное дело или взятое на себя обязательство.
Поставить цель – значит определить вид опыта ( приобретение которого желательно и воспитаннику, и учителю) и те действия, в которых он ( опыт) будет выражаться.
В каждом человеке солнце,
только дайте ему светить.